Домой | Оглавление |
Ремонт системы смазки Ремонт системы смазки заключается главным образом в устранении течи, в обнаружении и ликвидации причин падения давления в системе смазки, в проверке состояния узлов и элементов системы смазки при полной разборке двигателя. Устранение течи в системе смазки. Масло, появлшов местах течи, подхватывается потоком охлаждающего воздуха асывается в отводящие кожуха, покрывая брызгами внутреннюю стенку отводящих кожухов и переднюю стенку моторного отсека автомобиля. Примечание. Вентилятор двигателя МеМЗ-966В, работающий на отсос при течи масла, выбрасывает его из вентилятора, покрывая брызгами заднюю стенку отсека двигателя. Появление масла в вышеперечисленных местах и является признаком нарушения уплотнения кожухов штанг, маслосливной трубки или радиатора. Для того чтобы установить, какое из перечисленных выше уплотнений нарушилось, необходимо снять вентилятор с генератором в сборе, как указано в разд. "Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, установленного на автомобиле", осмотреть места уплотнений и устранить течь, заменив необходимые уплотнители. Замену уплотнителей кожухов штанг и маслосливных трубок нужно производить, как описано в разд "Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля". Течь из-под передней манжеты коленчатого вала обнаруживают по подтеку на крышке распределительных шестерен (за корпусом центрифуги). Манжета заменяется при снятом корпусе центрифуги при помощи оправки (см. рис. 37). Течь из-под крышки центрифуги обнаруживают по брызгам масла в моторном отсеке в полости крышки центрифуги и устраняют заменой резинового кольца 11 (см.рис. 3). Течь задней манжеты коленчатого вала (манжета маховика) обнаруживают обычно при появлении масла в разъеме картера двигателя и картера сцепления или мри пробуксовке сцепления. Для замены этой манжеты необходимо снять силовой агрегат с автомобиля, отсоединить коробку передач и, сняв маховик, заменить манжету (см. разд. "Снятие и установка силового агрегата" и "Разборка и сборка двигателя"). Обнаружение и устранение причин падения давления в системе смазки. Если лампочка, сигнализирующая об аварийном давлении масла, не гаснет при движении автомобиля со скоростью выше 50 км/ч на прямой передаче (частота вращения коленчатого вала двигателя более 2000 мин 1, температура масла 80 ° С), это свидетельствует о падении давления в системе смазки ниже предельно допустимого (0,4. . .0,8 кгс/см2) и указывает о необходимости ремонта. Возможные причины падения давления перечислены в прил. 1. Там же указаны способы устранения обнаруженных причин. Заключение о падении давления по причине увеличенных зазоров в подшипниках коленчатого вала можно принять, только убедившись в отсутствии других причин. При этом необходимо обязательно убедиться в исправности редукционного клапана (расположен в нижней части крышки распределительных шестерен). Разборка, проверка деталей и сборка масляного насоса. Обычно в условиях эксплуатации не возникает необходимости в разборке масляного насоса. Только при разборке двигателя после длительной эксплуатации целесообразно разобрать масляный насос для промывки и проверки состояния деталей. Для этого необходимо: снять крышку распределительных шестерен (см. разд. "Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, снятого с автомобиля"); закрепить крышку распределительных шестерен в тисках, проследив за тем, чтобы не повредить ее; отвернуть болты 10 (см. рис. 19) крепления крышки масляного насоса, снять крышку 8 и, стараясь не повредить прокладку 7, вынуть из крышки распределительных шестерен валик привода 4, ведущую и ведомую шестерни. После разборки все детали тщательно промыть, обратив внимание на чистоту отверстия (диаметром 1,2 мм) для подвода смазки к шестерне привода масляного насоса; осмотреть крышку распределительных шестерен, шестерни и крышку насоса, при наличии значительного износа детали заменить; проверить зазор между рабочими поверхностями зубьев (рис. 71, а) в зацеплении шестерен — на новом насосе этот зазор находится в пределах 0,13. . .0,24 мм, предельно допустимый зазор равен 0,30 мм, при превышении этого зазора шестерни заменить. Размеры деталей масляного насоса и его привода указаны в прил. 2; проверить щупом зазор между наружными диаметрами шестерен и расточками в крышке распределительных шестерен (см. рис. 71, б), на новом насосе этот зазор равен 0,033. . .0,077 мм, если зазор увеличится более 0,12 мм — заменить крышку распределительных шестерен, а если необходимо, то и шестерни; проверить зазор между торцами шестерен и плоскостью крышки распределительных шестерен (см. рис. 71, в) , на новом насосе этот зазор равен 0,01. . .0,08 мм, если зазор более 0,10 мм — притереть плоскость прилегания крышки распределительных шестерен или заменить ее; проверить зазор между ведомой шестерней и ее осью, монтажный зазор составляет 0,025. . .0,062 мм (см. прил. 2), при увеличении зазора более 0,10 мм заменить наиболее изношенную или обе детали; проверить зазор между валиком привода и отверстиями в крышке распределительных шестерен — монтажный зазор составляет в нижней части 0,016. . . 0,054 мм, в верхней — 0,02. . .0,068, при увеличении зазора более 0,12 мм заменить наиболее изношенную или обе детали; проверить плотность запрессовки оси ведомой шестерни в отверстие крышки распределительных шестерён, при обнаружении ослабления посадки крышку заменить. проверить состояние зубьев ведущей и ведомой шестерён привода масляного насоса и прерывателя-распределителя и осмотреть кулачок привода топливного насоса выполненные совместно с валиком привода. При наличии значительного износа и скола зубьев, а также выработки на поверхности кулачка валик привода необходимо заменить. Мелкие риски и незначительные натиры на поверхностях устранить полировкой; собрать масляный насос в последовательности, обратной разборке. При этом установить шестерни масляного насоса так, чтобы торец с фаской был обращен в сторону крышки распределительных шестерен. При необходимости заменить прокладку из маслостойкой ткани толщиной О,15. . .0,19 мм. Зазор между торцем шестерен, крышкой распределительных шестерен и прокладкой должен быть в пределах 0,07. . .0,18 мм и регулируется подбором толщины прокладки (при увеличенном зазоре резко падает производительность масляного насоса). Проверить легкость вращения ведущего валика масляного насоса. После сборки насоса необходимо проверить его производительность на стенде. При частоте вращения валика привода 2000 мин" * на смеси 75 % индустриального масла И-20А и 25 % керосина производительность насоса должна быть не менее 1300 л/ч. Проверка состояния редукционного клапана. Для проверки нужно: отвернуть пробку 11 редукционного клапана (см. рис. 19), снять прокладку, вынуть пружину 13 и плунжер 14. Промыть детали и масляные каналы в крышке распределительных шестерен; убедиться в плотности прилегания плунжера к гнезду, при неплотной посадке легким ударом молотка через оправку пристукнуть плунжер к гнезду. Проверить пружину редукционного клапана на отсутствие натиров на витках и на упругость. Длина пружины в свободном состоянии 42 мм, а под нагрузкой 1,85. . .2,35 кгс — 34,5 мм; собрать редукционный клапан в последовательности, обратной разборке. Установить плунжер, пружину, прокладку и завернуть пробку. Редукционный клапан в процессе эксплуатации не регулируется. При проверке на стенде редукционный клапан должен срабатывать (перепускать масло в полость картера двигателя) при давлении 4,5. . .5,8 кгс/см2 . На двигателе при проверке давления манометром, установленным вместо датчика давления масла, редукционный клапан должен срабатывать (с учетом потерь в магистрали) при давлении на манометре не менее 2,5 кгс/см2. Проверка состояния масляного радиатора. В процессе длительной эксплуатации пластинчатый масляный радиатор (см. рис. 21) засоряется липкими составляющими масла, поэтому при разборке двигателя необходимо: тщательно промыть и продуть масляную полость радиатора; при необходимости приклеить клеем 88 к радиатору новую войлочную прокладку; проверить радиатор на отсутствие течи. Проверка герметичности производится воздухом в щелочном растворе под давлением 4. . .5,5 кгс/см2 в течение 20 с, появление пузырьков воздуха не допускается. При наличии течи радиатор нужно подпаять мягким припоем; если радиатор не продувается, погрузить его на 18 ч в смесь, состоящую из 25 % (по объему) ацетона и 75 % бензина (лучше бензола), затем продуть и просушить при комнатной температуре. Если не удается очистить масляную полость радиатора указанным выше способом, или устранить течь, то заменить его. В процессе эксплуатации от воздействия высоких температур и масла теряют упругость и твердеют резиновые уплотнительные кольца. Потеря эластичности нарушает герметичность соединения. При затвердевании, наличии остаточной деформации, надрывов или трещин уплотнители следует заменить. Проверка состояния центрифуги. Для проверки необходимо: снять крышку, проверить ее по износу ручья шкива и на отсутствие трещин и облома. При наличии трещин или облома или если износ ручья настолько велик, что ремень внутренней поверхностью соприкасается с внутренним диаметром ручья шкива, крышку заменить; проверить ступицу корпуса центрифуги и при наличии задиров или следов выработки на наружном диаметре ступицы прошлифовать ее. Диаметр ступицы после шлифовки должен быть не менее 57,8_ мм, а шероховатость поверхности не более 0,63 мк*м, биение указанного диаметра в сборе с коленчатым валом не более 0,10 мм. При наличии трещин и облома, а также при значительном износе ступицы корпуса корпус следует заменить. при замене корпуса центрифуги следует иметь и виду, что он балансируется динамически в сборе с коленчатым валом, маховиком и сцеплением (допустимый дисбаланс комплекта не более 15 г-см). Если нет возможности провести балансировку с новым корпусом или поломка обнаружена на неразобранном двигателе и зыем коленчатого вала производить преждевременно, можно ограничиться съемом металла на новом корпусе аналогично тому, как это сделано на ранее стоявшем корпусе, сверив их затем по весу (добиться одинаковой массы в пределах ± 3 г). |