Домой Оглавление



Особенности снятия и установка некоторых узлов и деталей двигателя


Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля. Для снятия и установки головок цилиндров необходимо иметь динамометрический ключ с головкой 17 мм (наружный диаметр головки должен быть не более 23 мм); ключ "звездочка" с головкой 12 мм, наружным диаметром головки 19 мм и длиной не более 100 мм; рожковые ключи размерами 10, 12, 13 мм и отвертку. Порядок снятия рекомендуется следующий:
снять воздушный фильтр, отводящие кожухи и дефлектирующие щетки, карбюратор с проставкой, впускной трубопровод, направляющий аппарат с генератором в сборе;
отвернуть гайки болтов фланцевого крепления выпускных труб к глушителю и коллекторной трубе, ключом ("звездочкой") с головкой 12 мм отвернуть гайки Ьфепления выпускных труб к головкам цилиндров, снять выпускные трубы и прокладки;
снять крышки головок цилиндров, стараясь не повредить прокладки, валики коромысел вместе с коромыслами, и наконечники с выпускных клапанов; отвернуть гайки крепления головок цилиндров торцовым ключом с наружным диаметром головки не более 23 мм (при большом диаметре головки и некотором эксцентриситете наружного диаметра возможна поломка направляющих втулок клапанов). При этом необходимо предварительно ослабить все гайки на полоборота, а затем полностью отвернуть гайки и снять шайбы. Шайбы с кольцевыми канавками ставятся под гайки, заглушённые с торца и установленные под крышками головок цилиндров;
легкими ударами молотка через деревянную проставку у места крепления выпускных труб и у места крепления впускной трубы стронуть головки и затем снять; их. Вынимать штанги толкателей перед снятием головок не рекомендуется, чтобы не распались пружины и шайбы кожухов штанг;
после снятия головок цилиндров следует снять шайбы, пружины, уплотнители, штанги толкателей, а также два передних и два задних боковых кожуха системы охлаждения и дефлектирующие щитки между цилиндрами. При снятии штанг толкателей их следует пометить, чтобы при сборке установить на место, не нарушая приработку штанг с толкателями и болтами коромысел.
Установку головок цилиндров следует выполнять в обратной последовательности, при этом:
проследить за концентричным совмещением кожухов штанг с отверстиями под толкатели и под сливную трубку в картере для обеспечения надежного уплотнения, при необходимости отрихтовать кожухи;
установить пружины 4 и шайбы 3 и 5 на кожухи штанг (рис. 40), оправкой 1 сжать пружины с шайбами и завести технологические скобы 2, в бонки картера установить уплотнители 8 (см. рис. 16) кожухов штанг, а на сливные трубки головок цилиндров — уплотняющие резиновые втулки; поставить головки цилиндров на место и завернуть гайки крепления головок цилиндров, после чего снять скобы отверткой. Затянуть гайки крепления головок цилиндров в два приема: сначала моментом 1, 2. . .1,6 кгс*м и окончательно моментом 3,6. . .4 кгс-м в последовательности, указанной на рис. 41;
в случае отсутствия технологических скоб головки цилиндров можно установить следующим образом:
на штанги толкателей набрать набор, состоящий из шайбы 6 (см. рис. 15), пружины 5 и шайбы 7; уплотнительное кольцо 8 установить в бонку картера; установить штанги в гнезда толкателей, а на сливную трубку головки цилиндров установить уплотняющую втулку; устанавливая головку цилиндров на шпильки картера, надеть кожухи штанг на штанги; прижимая головки, совместить кожухи штанг с уплотнителями и постепенно затянуть гайки крепления головок цилиндров, как указано выше;
установить валики коромысел с коромыслами и отрегулировать зазоры в механизме привода клапанов. Регулировку зазоров рекомендуется проводить в следующем порядке:
установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия; для этого нужно повернуть коленчатый вал в положение, при котором риска ВМТ на крышке центрифуги совпадает с выступом ребра на крышке распределительных шестерен (см. рис. 20), а оба клапана первого цилиндра полностью закрыты (коромысла этих клапанов могут свободно покачиваться в радиальном направлении). Порядок нумерации цилиндров двигателя показан на рис. 42; проверить затяжку гаек валиков коромысел; отвернуть контргайку регулировочного винта на коромысле и, вращая отверткой регулировочный винт, предварительно вставив между носком коромысла и стержнем клапана соответствующий щуп, установить необходимый зазор (рис. 43); величина зазора должна быть для впускных клапанов 0,08 . . . 0,10 мм, для выпускных 0,10. . .0,12 мм. Следует помнить, что крайние клапаны — выпускные, средние — впускные. Во время вращения регулировочного винта рекомендуется несколько передвигать щуп — он должен протягиваться с небольшим усилием; удерживая отверткой винт, затянуть контргайку и снова проверить зазор. Затем5 поворачивая коленчатый вал каждый раз на пол-оборота, отрегулировать зазоры клапанов третьего, четвертого и второго (по порядку работы) цилиндров. При регулировке ни в коем случае не следует уменьшать зазоры ниже нормы. Уменьшение зазоров вызывает неплотную посадку клапанов, падение мощности двигателя и прогар клапанов. После регулировки необходимо смазать маслом валики коромысел, торцы клапанов и установить крышки головок цилиндров.
Снятие и установка головок цилиндров на двигателе, снятом с автомобиля. Осуществляется в такой же последовательности, как описано выше, за исключением того, что головки обычно снимают после снятия направляющего аппарата с генератором в сборе.
Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, снятого с автомобиля. Для снятия!
крышки распределительных шестерен необходимо иметь торцовые ключи 10, 12, 13 мм, динамометрический ключ с набором головок 27, 30 мм, отвертку, стопор маховика. Снятие рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
зафиксировать маховик от проворачивания (см. рис. 35) и отвернуть храповик 16 и гайку крышки 14 (см. рис. 3), снять крышку центрифуги 12 и уплотнительное кольцо 11. В таком объеме производят разборку при чистке центрифуги; отогнуть с грани болта центрифуги отгибную шайбу 17 (см. рис. 9), вывернуть болт 16 и снять шайбу и маслоотражатель 15; легкими ударами по корпусу 14 центрифуги снять его с коленчатого вала;
отвернуть две гайки крепления бензонасоса к крышке распределительных шестерен и снять насос (см. рис. 26), проставку вместе со штангой и прокладками;
отвернуть гайку крепления прерывателя-распределителя; ослабить стяжной болт хомута распределителя и, слегка повертывая, вывести его из гнезда крышки распределительных шестерен; снять (только при необходимости замены) резиновое уплотнительное кольцо с хвостовика прерывателя-распределителя; отвернуть болты крепления крышки распределительных шестерен к картеру и легким постукиванием молотка через деревянную проставку по выступам под вентилятор и масляный насос, стараясь не повредить прокладку, снять крышку распределительных шестерен 21 (см. рис. 3) прокладку 6, уплотнительное резиновое кольцо 7, маслозаливную трубу 18 и вынуть из отверстия крышки распределительных шестерен упор 19 балансирного вала и пружину, при необходимости замены выпрессовать переднюю манжету 10 коленчатого вала.
Установку и крепление крышки распределительных шестерен и остальные сборочные операции выполняются в обратной последовательности. При это необходимо:
проверить совпадение меток "О" (см. рис. 12) на шестернях привода балансирного и распределительного валов;
поставить коленчатый вал в положение, соответствующее ВМТ хода сжатия в первом цилиндре (в случае, когда головки цилиндров не установлены и ВМТ хода
сжатия первого цилиндра установить затруднительно, необходимо совместить метки "О" шестерен газораспределения и после этого повернуть коленчатый вал на один оборот так, чтобы метка "О" на шестерни распределительного вала находилась в верхнем положении);
повернуть валик привода масляного насоса и прерывателя-распределителя 2 (рис. 44) так, чтобы паз на его торце, служащий для сопряжения с выступом хвостовика прерывателя-распределителя, был повернут под углом 18+10° к оси коленчатого вала (см. рис. 44, а), а меньший сектор поводка привода находился с правой стороны шпильки крепления корпуса привода прерывателя-распределителя;
надеть на направляющие штифты уплотнительную прокладку 6 (см. рис. 3) ,анамаслоприемнуютрубку резиновое уплотнительное кольцо 7 и установить крышку на картер. При установке крышки шестерня валика привода входит в зацепление с ведущей винтовой шестерней коленчатого вала и повертывается. При этом паз валика становится в положение б (см. рис. 44). Этим достигается необходимое положение прерывателя-распределителя;"
затянуть болты крышки усилием в порядке, указанном на рис. 45;
проверить боковой зазор в зацеплении ведущей шестерни и шестерни валика привода, который должен быть 0,05. . .0,27 мм, он обеспечивается подбором ведущей шестерни 965—1011228, которая изготавливается с различной толщиной зуба по хорде.
Боковой зазор проверяется приспособлением (рис. 46); при этом зазор по показаниям стрелки индикатора должен быть 0,14. . .0,74;
установить:
маслоотражатель 10 (см. рис. 3) и, если была снята манжета коленчатого вала, установить ее, смазав рабочую кромку смазкой Литол-24, с помощью приспособления (см. рис. 37) с тем, чтобы избежать перекоса;
корпус центрифуги 14 (см. рис. 9), маслоотражатель 15, стопорную шайбу 17 и затянуть болт 16, затем отогнуть стопорную шайбу на грань болта;
крышку центрифуги 12 (см. рис. 3), обратив внимание на правильную установку резинового кольца 11 (не допуская повреждения и перекручивания);
прокладку 13 и затянуть гайку 14, прокладку 15 и завернуть храповик 16.
Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, установленного на автомобиле. Для этого необходимо в моторном отсеке снять воздуховод охлаждения двигателя и после этого вентилятор с генератором в сборе, не снимая кожуха вентилятора, для чего:
отсоединить генераторный пучок проводов от реле-регулятора, реле блокировки и стартера;
снять возвратную пружину дроссельной заслонки с кронштейна кожуха вентилятора, вывернуть два передних болта крепления кожуха вентилятора, снять ремень вентилятора;
отвернуть стяжной болт ленты крепления вентилятора к крышке распределительных шестерен, вставить оправку между крышкой распределительных шестерен и вентилятором, затем поднять вентилятор вместе с генератором и снять его;
заложить оправку между приливами на корпусе центрифуги и фланцем маслозаливной трубы, зафиксировав тем самым коленчатый вал от провертывания, отвернуть храповик и гайку крышки центрифуги и снять крышку центрифуги.
Затем выполнить операции, как указано в предыдущем разделе.
Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма. При полной разборке двигателя балансирный механизм и распределительный вал снимаются после снятия шатунно-поршневой группы и маховика. Дальнейшая последовательность операции следующая:
отвернуть винты, крепящие крышку балансирного вала, и снять крышку 26 (см. рис. 3), отогнуть ус стопорной шайбы 5 см. рис. 14 с грани болта и отвернуть болт 6 противовеса уравновешивающей системы;
снять сухарь 4 противовеса, выколоткой из мягкого металла вытолкнуть балансирный вал 2 из противовеса 3 в сторону крышки распределительных шестерен, вынуть противовес и балансирный вал в сборе с шестерней;
снять шестерню 10 (см. рис. 9) привода балансирно- го вала с носка коленчатого вала и, слегка покачивая, вынуть из картера двигателя распределительный вал в сторону крышки распределительных шестерен, следя за тем, чтобы кромками кулачков не повредить рабочую поверхность подшипников распределительного вала;
снять шестерню 9 привода распределительного вала с коленчатого вала.
Сборку распределительного и балансирного валов выполнить в обратной последовательности, учитывая следующие особенности:
перед установкой распределительного вала в картер смазать шейки вала и втулки маслом для двигателя;
шестерни газораспределения и балансирного механизма установить по меткам "О" на их торцах (см. рис. 12) и проверить боковой зазор в зацеплении, минимальный боковой зазор в шестернях газораспределения должен обеспечивать свободное прокручивание пары. Максимальный боковой зазор в парах шестерен, замеряемый щупом в трех точках, равномерно расположенных по окружности, должен быть не более 0,075 мм в новых парах и не более 0,20 мм в работающих парах шестерен (перепад зазора не более 0,05 мм). В шестернях привода балансирного механизма зазор, замененный щупом в трех точках, должен быть 0,25. . .0,45 мм в новых парах и не более 0,75 мм в работавших (перепад зазора 0,08 мм).
Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма без полной разборки двигателя. Эту работу можно выполнить, не снимая головок цилиндров и не вынимая шатунно-поршневой группы. В этом случае необходимо:
снять крышку распределительных шестерен (см. разд. "Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, снятого с автомобиля"), маховик, крышки головок цилиндров и валики коромысел вместе с коромыслами (см. разд. "Снятие и установка головок цилиндров");
поставить двигатель поддоном вверх, чтобы при снятии распределительного вала толкатели не провалились в картер двигателя;
снять и установить распределительный вал и уравновешивающий механизм, как указано в предыдущем разделе.
Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами с двигателя, снятого с автомобиля. Для этого необходимо иметь:
динамометрический ключ с головкой 13 и 17 мм, комбинированные плоскогубцы, молоток, оправку (рис. 47), четыре трубки (см. стр. 34), масленку. Последовательность операций по снятию цилиндров и поршней в сборе с шатунами следующая:
снять головки цилиндров и поддон картера, отвернуть торцовым ключом стопорные и основные гайки всех шатунных болтов и снять крышки, перед снятием крышек шатунов проверить наличие установочных меток (номеров цилиндров), которые наносятся электрографом на шатунах и крышках шатунов (см. рис. 8). Если метки плохо видны, нужно повторно пронумеровать шатуны и их крышки (переставлять крышки с одного шатуна на другой или переворачивать нельзя);
повернуть двигатель на 180° (цилиндрами вверх), отвернуть гайки и снять трубки, фиксирующие цилиндры;
мягкими ударами молотка через деревянную проставку по верхней части цилиндра раскачать его и снять вместе с поршнем и шатуном, в этом положении следует сделать маркировку цилиндра и поршня;
снять остальные цилиндры с поршнями, соответственно наметив их порядковыми номерами, установить на место крышки шатунов и гайки и вынуть поршень с шатунами из цилиндров.
Установку цилиндров и поршней в сборе с шатунами рекомендуется выполнять в следующем порядке:
установить цилиндры и поршни с шатунами на те же места в обратной последовательности. Перед поставкой вкладышей нижней головки шатуна или при их замене новыми нужно тщательно промыть оба вкладыша, проверить, нет ли по контуру острых кромок, при необходимости притупить их;
установить вкладыши в расточку нижней головки шатуна и крышку шатуна так, чтобы фиксирующие выступы вкладышей вошли в соответствующие пазы, проверить сопряжение стыков;
установить поршневые кольца на поршень (см. разд. "Проверка состояния и замена поршневых колец"), смазать зеркало цилиндров маслом и еще раз проверить правильность расстановки поршневых колец (см. рис.7);
пользуясь оправкой, ввести комплект шатун-поршень (см. рис. 47) в цилиндр, предварительно сориентировав их так, чтобы после установки на двигатель стрелка на днище поршня, номер на стержне шатуна и выштамповка на крышке были обращены в сторону привода механизма газораспределения;
установить под каждый цилиндр бумажную прокладку толщиной 0,3±0,03 мм (наружный диаметр прокладки 86± 0,25 мм, внутренний 78 + 0,3 мм);
снять крышки шатунов с вкладышами, установить один из цилиндров с поршнем и шатуном на картер коленчатого вала и зафиксировать цилиндр;
прокрутить коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка остановилась в положении НМТ, смазать маслом для двигателя шатунные вкладыши и шейку вала, подтянуть шатун к шейке коленчатого вала и собрать подшипник, обратив внимание на совпадение меток шатуна и крышки;
завернуть гайки шатунных болтов равномерно, но не окончательно (момент затяжки 1,1. . .1,6 кгс*м), установить остальные цилиндры с поршнями и шатунами и окончательно затянуть гайки шатунных болтов (момент затяжки 3,2. . .3,6 кгс-м), затяжку следует выполнять поочередно, плавно, с постоянным увеличением усилия;
проверить, легко ли вращается коленчатый вал, навернуть стопорные гайки шатунных болтов и затянуть их поворотом на 1,5. . .2 грани после соприкосновения торцов основной и стопорных гаек.
П римечание. На двигателях МеМЗ-966В стопорение гаек шатунных болтов осуществлялось шплинтами. В случае несовпадения прорезей гаек и отверстий болтов допускается подтяжка гаек шатунных болтов, прикладывая момент не более 5,5 кгс-м (ослабление гайки для удобства шплинтовки не допускается) . Шплинты после разведения должны плотно залегать в шлицах гаек, качение шплинтов не допускается.
Снятие и установка цилиндров, поршневых колец, поршней, шатунных вкладышей и шатунов без снятия двигателя с автомобиля. Порядок операций при этом следующий:
снять с двигателя головки цилиндров, выполнив операции разд. "Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля";
повернуть коленчатый вал в такое положение, при котором в снимаемом цилиндре поршень находился бы в ВМТ, и легкими ударами молотка через деревянную проставку по верхней части цилиндра раскачать и снять его (во избежание поломки юбки поршня при проворачивании коленчатого вала при снятых цилиндрах поршень необходимо поддерживать и направлять в отверстие под цилиндр);
снять поршневые кольца с поршней и пометить их с тем, чтобы при сборке установить на прежние места;
снять поршень (см. разд. "Проверка состояния и замена поршней и поршневых колец") и проверить состояние цилиндров, поршней, поршневых колец и пальцев, как указано в соответствующих разделах.
Сборку производить в обратной последовательности*
установить поршень (см. разд. "Проверка состояния и замена поршней") и поршневые кольца на поршень (см. разд. "Проверка состояния и замена поршневых колец"), тщательно очистить цилиндры, смазать их маслом, поставить бумажные прокладки на цилиндры;
обжать поршневые кольца на поршне приспособлением (рис. 48), надеть цилиндры на поршни и установить их на место;
установить головки цилиндров.
При необходимости замены вкладышей шатуна следует:
отвернуть пробку сливного отверстия, слить масло из картера, снять брызговик и поддон картера;
повернуть коленчатый вал, установив один из поршней в положение НМТ, отвернуть стопорную и основную гайки болтов шатуна, снять крышку шатуна;
вытолкнуть половинку вкладыша из шатуна пластинкой из мягкого металла и установить новые вкладыши.
Для снятия шатунов необходимо снять головки цилиндров (см. разд. "Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля") и поддон картера, после чего отвернуть гайки болтов шатуна и снять шатуны.
Установку шатунов следует выполнять в обратной последовательности (см. разд. "Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами с двигателя, снятого с автомобиля").



Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.
Hosted by uCoz