Домой | Оглавление |
|
Система смазки Система смазки комбинированная (рис. 18). Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного и балансирного валов, толкатели и валики коромысел; остальные детали — разбрызгиванием. Система смазки включает в себя масляный картер 3, приемник масляного насоса 2, масляный насос 4, центрифугу 8, масляный радиатор 20, систему подводящих и отводящих каналов, указатель уровня масла 2 и маслозаливную горловину 12. Масляный насос шестеренного типа (рис. 19) смонтирован в крышке распределительных шестерен 1. Привод масляного насоса осуществляется от коленчатого вала парой винтовых шестерен с передаточным отношением 1:2. От масляного насоса масло подается в переднюю опору и через передний коренной подшипник и полость вдоль переднего конца коленчатого вала —в центробежный маслоочиститель. Очищенное масло по внутренним полостям болта центробежного маслоочистителя и коленчатого вала поступает на смазку трущихся поверхностей и в масляный радиатор. Маслоприемник состоит из колпака с сеткой и маслоподводящей трубки с кронштейном для крепления к картеру. Центрифуга является фильтром тонкой очистки масла (см. рис. 9). До него масло очищается только сеткой приемника масла. Чугунный корпус 14 установлен на носке коленчатого вала, фиксируется на шпонке 12 и крепится вместе с маслоотражателем специальным болтом 16. Крышка 12 (см. рис. 3) изготовлена из алюминиевого сплава. Одновременно она используется как шкив привода вентилятора. Крепится крышка к корпусу гайкой 14. Для уплотнения между корпусом и крышкой установлена резиновая тороидальная прокладка 11. Для предотвращения неправильной установки меток ВМТ и МЗ, нанесенных на крышке, относительно корпуса, на корпусе установлен штифт, а в крышке соответственно выполнено гнездо. Установочные метки ВМТ и МЗ согласно рис. 20, а наносятся на двигатели МеМЗ-966В, а согласно рис. 20, б — на двигатели МеМЗ- 966Г. В болт центрифуги ввернут храповик 16 (см.рис. 3) для проворачивания коленчатого вала вручную. Масляный радиатор (рис. 21) включен в систему смазки параллельно через калиброванное отверстие в жиклере 5 (см. рис. 18) и состоит из секций, омываемых воздушным потоком. Радиатор крепится на картере в развале цилиндров на трех шпильках через проставки и уплотняется торцами двух резиновых колец, надетых на трубки. На двигателе МеМЗ-966Г установлен радиатор из восьми секций высотой 87 мм, а на двигателе МеМЗ-966В — из шести, высота его 65 мм. Вместо шестисекционного радиатора на двигатель МеМЗ-966В можно установить восьмисекционный, укоротив козырек верхнего кожуха на 22 мм. Контроль за работой системы смазки производится с помощью датчиков давления и температуры масла. Датчик аварийного давления масла ММ111Б мембранного типа срабатывает при падении давления в системе До 0,4. . .0,8 кгс/см2. Сигнализатором давления является лампочка, установленная на щитке приборов. При включении зажигания лампочка аварийного давления загорается, после пуска двигателя гаснет. Горение лампочки на рабочих режимах указывает на неисправность датчика или двигателя. В этих случаях дальнейшая эксплуатация до обнаружения и ликвидации дефекта недопустима. Рекомендуется периодически вывертывать датчик и проверять давление масла по контрольному манометру. Давление масла при частоте вращения коленчатого вала 3000 мин" ' и температуре масла +80 °С должно быть не менее 1,6 кгс/см2, при 1000 мин"' — не менее 0,5 кгс/см2. Датчик температуры масла ТМ100А установлен в передней части поддона картера. Указатель температуры масла размещен на щитке приборов и указывает температуру масла в картере двигателя. Рабочая температура масла 60. . .110 СС, максимально допустимая 120 °С. Уровень масла контролируется по маслоизмерителю. |