Домой Оглавление

Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы
Картер двигателя (рис. 5) туннельного типа, отлит яз магниевого сплава МЛ-5.
Средняя опора коленчатого вала разъемная, из двух половин, крепится к картеру коленчатого вала стяжным болтом 11 (рис. 6).
Передний и задний коренные подшипники коленчатого вала неразъемные. Задний 9 (см. рис. 5) запрессован непосредственно в стенку картера и фиксируется стопором 10, а передний 9 (см. рис. 3) — в переднюю опору 8 и фиксируется штифтом. Коренные подшипники коленчатого вала изготовлены из специального алюминиевого сплава.
Цилиндры с оребренной наружной поверхностью отлиты из чугуна, взаимозаменяемы. Диаметр цилиндра 72 мм. Для обеспечения монтажного зазора между поршнем и цилиндром в пределах 0,05. . .0,07 мм цилиндры по диаметру сортируются на три размерные группы (см. прил. 2). Поршни изготовлены из алюминиевого сплава, луженые, имеют вогнутое днище. На головке поршня проточены канавки под поршневые кольца.
Поршни, как и цилиндры, разбиты на размерные группы (см. прил. 2). Стрелка для правильного расположения смещения оси поршневого пальца при монтаже наносится на наружной поверхности днища поршня. Направление стрелки при монтаже в сторону шестерен газораспределения для всех поршней.
По диаметру отверстия под палец поршни сортируются на четыре размерные группы.
Поршневые пальцы —стальные, плавающие, закаленные и полированные. Диаметр пальца 20 мм, длина 61 мм. От осевого перемещения пальцы фиксируются пружинными стопорными кольцами. По наружному диаметру пальцы сортируются на четыре группы (см. прил.2).
При сборке палец, поршень и шатун комплектуют из деталей только одной размерной группы. Этим обеспечивается натяг между пальцем и поршнем в пределах от нуля до 0,005 мм и зазор между пальцем и шатуном 0,002. . .0,007 мм (при температуре 20 °С).
Поршневые кольца (рис.7) по три на каждом поршне, два компрессионных из специального чугуна. Верхнее компрессионное кольцо 1 хромированное, с тупыми кромками, нижнее 2 — фосфатированное с острыми кромками. На внутренней цилиндрической поверхности компрессионных колец выполнена прямоугольная фаска. При установке на поршень кольца устанавливаются фаской вверх.
Маслосъемное кольцо стальное, состоит из четырех элементов, двух стальных дисков 3, осевого 4 и радиального 5 расширителей.
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения (рис. 8). В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. По размеру диаметра втулки шатун маркируется у головки цветовым индексом.
Нижняя головка шатуна разъемная с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами. Крышка нижней головки шатуна не взаимозаменяема. При сборке крышки со стержнем шатуна цифры, указывающие номер цилиндра, должны располагаться с одной стороны. Гайки шатунных болтов 4 затягиваются усилием 3,2.. .3,6 кгс-м и стопорятся.
Стопорение производится стопорными гайками 5 с поворотом их на 1,5. . .2 грани после соприкосновения с основными.
Примечание: На ранее выпущенных двигателях стопорение гаек осуществлялось шплинтами. Для совмещения прорезей гаек с отверстиями в болтах допускается подтяжка гаек усилием не более 5,5 кгс-м.
Разница в массе шатунов, установленных на двигатель, не должна превышать 10 г.
Коленчатый вал трехопорный (рис. 9), литой из высокопрочного чугуна. Диаметр коренных шеек 50±0,01 мм, шатунных 45_001 L мм, радиус кривошипа 27,25 мм. Коленчатый вал', установленный на двигателе, сбалансирован вместе с маховиком, механизмом сцепления и корпусом центрифуги. Допустимый дисбаланс не должен превышать 15 гс-см.
При динамической балансировке на шатунные шейки устанавливаются разъемные, круглого сечения, статически отбалансированные противовесы массой 576 ± 2 г каждый. После балансировки на маховик и кожух сцепления наносятся метки их взаимного расположения. При сборке метки необходимо совмещать.
Подшипник средней коренной шейки вместе со средней опорой монтируется на коленчатый вал до постановки в картер.
Осевой разбег коленчатого вала (0,15.. .0,25 мм) ограничен буртом подшипника 9 (см. рис. 3) передней опоры с одной стороны и упорной шайбой 8 (см. рис.9) коленчатого вала с другой.
Головка цилиндров (рис.10) из алюминиевого сплава имеет развитые ребра, взаимозаменяема, общая на два цилиндра.
Для надежного уплотнения при установке бронзовых резьбовых гнезд 4 свечей, седел 2 клапанов, направляющих втулок 16 клапанов, кожухов штанг 15 и маслосливной трубки 6 головку цилиндров нагревают до температуры 200. . .220 ° С.
Механизм газораспределения верхнеклапанный приводится в действие от распределительного вала при помощи толкателей, штанг и коромысел. Распределительный вал (рис. 11) двухопорный, стальной. От осевого перемещения фиксируется упором торца ведомой шестерни распределительного вала 20 в торец ведомой шестерни балансирного механизма 17 (см. рис. 3). Шестерня 1 распределительного вала отлита из магниевого сплава МЛ5 и крепится к фланцу распределительного вала тремя стальными заклепками 2 (рис. 11).
Для правильной установки фаз газораспределения на шестернях набиты метки О, которые должны быть совмещены (рис. 12). При необходимости проверка фаз газораспределения (рис. 13) производится на собранном непрогретом двигателе при температуре 15. . . 25 ° С и зазорах в клапанном механизме 0,45 мм.
Четырехцилиндровые V образные двигатели имеют неуравновешенный момент от сил инерции первого порядка. Для уравновешивания момента в конструкции двигателя предусмотрены балансирный механизм (рис. 14) и уравновешивающая масса в виде противовесов коленчатого вала.
Вал балансирного механизма 2 расположен внутри распределительного вала. На концах балансирного вала с одной стороны на лысках установлена ведомая 1 шестерня балансирного механизма с противовесом, на другом — противовес 3. Привод балансирного механизма осуществляется от коленчатого вала парой прямозубых шестерен (см. рис. 3) с передаточным отношением 1:1.
Осевое перемещение балансирного механизма ограничивается плунжером 19 (см. рис. 3) и распорной пружиной, установленной в крышке распределительных шестерен 21. При установке балансирного механизма необходимо совместить метки О (см. рис. 12).
Толкатели плунжерного типа, литые, чугунные с от беленной поверхностью торцов (рис. 15). Толкатели 1 выпускных клапанов первого и третьего цилиндров (первая пара со стороны вентилятора) имеют четыре отверстия на цилиндрической поверхности: одно —вверху для выема толкателя, второе — в проточке 12 для подвода масла через штанги в головку цилиндров к коромыслам и два внизу для слива масла, стекающего по кожухам штанг толкателей из головки. Вставка 10 этих толкателей имеет центральное и боковое сверления. Все остальные толкатели имеют вставки 9 с боковым сверлением и не имеют проточек по наружному диаметру.
Штанги толкателей — дюралюминиевые трубки с напрессованными стальными наконечниками. В наконечниках просверлены отверстия для прохода смазки.
Коромысла клапанов (рис. 16) стальные, литые с регулировочным винтом 7 и контргайкой 9. Различают правое 4 и левое 2 коромысла. Валик коромысел клапанов стальной, полый с проточками по наружному диаметру под коромыслами и отверстиями в них для подвода смазки коромысел выпускных клапанов первого и третьего цилиндров и слива масла из коромысел выпускных клапанов второго и четвертого цилиндров.
Клапаны — подвесные, расположены в головке цилиндров. Диаметр впускного клапана 29 мм, а выпускного 25 мм (рис. 17). Угол наклона рабочей фаски 45" . Рабочие фаски выпускных клапанов имеют жаропрочную наплавку.
На стержни выпускных клапанов сверху надеты наконечники 1 высокой твердости, так как выпускные клапаны изготовлены из ненакаляющейся жаропрочной стали. Каждый клапан имеет по одной пружине.
Для уменьшения попадания масла в камеру сгорания головок цилиндров через зазоры между стержнями клапанов и направляющими 8 втулками (т. е. для снижения расхода масла на угар) между тарелками 4 и пружинами клапанов 7 установлены стаканы 6.
Крышка распределительных шестерен отлита из магниевого сплава МЛ5, фиксируется на картере коленчатого вала двумя штифтами и крепится болтами по контуру. В нижней части крышки смонтирован масляный насос. С правой стороны крышки установлены распределитель и топливный насос. На торцевой части имеется маслозаливная горловина, а в верхней части — направляющий аппарат с генератором в сборе.


Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.
Hosted by uCoz