Домой Оглавление



Ремонт коробки передач и главной передачи с дифференциалом
Внешними признаками, определяющими потребность в проверке коробки передач главной передачи и дифференциала, являются повышенный шум при движении автомобиля, плохое включение, а также самовыключение передач. Следуеттакже иметь в виду,что износ колец синхронизатора проявляется постепенно, не приводит к от ::азу коробки передач в работе, но тем не менее приводит к износу более ответственных деталей, к каким следует отнести венец синхронизатора шестерен, муфты и др. Поэтому своевременная замена изношенных кслец синхронизатора способствует продлению общего срока службы коробки передач и предотвращает проведение впоследствии более трудоемких и дорогостоящих работ. При определении неисправностей следует по возможности избегать даже частичной разборки. Но если разборка неизбежна, то при сборке коробки передач нужно следить, чтобы все ее основные детали, если они не заменялись, были установлены на места и положения, в которых эти детали находились до разборки. В прил. 1 приведены возможные неисправности коробки передач и главной передачи. Разборка коробки передач и дифференциала. При разборке и последующей сборке необходимо иметь приспособление для крепления коробки передач (рис. 90), съемник подшипника дифференциала (см. рис. 91), торцовые-ключи с набором головбк 10, 12, 13 мм, динамометрический ключ с головкой 17, 30 мм, комбинированные плоскогубцы, отвертку, выколотку, контрольные приспособления для подбора толщины регулировочной шайбы (см. рис. 95). Коробку передач и дифференциал рекомендуется разбирать в следующей последовательности: установить коробку на приспособление (см. рис. 90), отвернуть гайки (см. рис. 86) и, постукивая по специальным приливам, снять заднюю 1 и верхнюю 5 крышки, стараясь не повредить прокладки; отвернуть гайки крепления картера сцепления и легким постукиванием снять его; отвернуть гайки крепления корпусов (см. рис. 89) подшипников дифференциала 2; пользуясь выколоткой, выпрессовать корпус подшипников дифференциала и вынуть дифференциал; установить корпус дифференциала в сборе в тиски и, пользуясь съемником (рис. 91), снять внутренние обоймы конических подшипников, отогнуть усы стопорной шайбы 8 (см. рис. 89) и снять скобу; отвернуть восемь болтов 19 и легким постукиванием снять ведомую шестерню 20 главной передачи, крышку 11 дифференциала, шестерню полуоси 4 и регулировочную прокладку 12; выпрессовать палец сателлитов 9, вынуть шестерни сателлитов 10, вторую шестерню полуоси и опорную шайбу шестерни полуоси; вывернуть регулировочные гайки 3 из корпусов подшипников дифференциала и выпрессовать наружные обоймы конических подшипников; снять крышку 6 (см. рис. 87) фиксаторов пружины 7 и шарики 8. Отогнуть ус стопорной шайбы болта крепления вилки 9 заднего хода, вывернуть болт и, слегка поворачивая, вынуть шток 10 переключения заднего хода из картера, снять вилку; отогнуть замковую шайбу 2 (см. рис. 86) на ведущем 6 валу и вынуть шплинт гайки ведомого вала. Включить II передачу и вручную ввести в зацепление блок шестерен заднего хода, отвернуть гайки первичного и вторичного валов, снять ведущие шестерни 3 II передачи и 34 привода редуктора спидометра; отогнуть стопор болта крепления вилки III и IV передач, отвернуть болт 43 и вынуть шток 37 переключения; после этого отвернуть болт крепления вилки I передачи, вынуть шток 38 с вилкой включения II передачи, муфтой 31 и ступицей 32 II передачи; снять ведомую шестерню 29 II передачи, втулку и упорное кольцо 3O; выколоткой из мягкого металла со стороны дифференциала выбить ведущий вал б, снять подшипник со стопорным кольцом и вынуть ведущий вал из картера коробки. Спрессовать с ведущего вала ведущую шестерню 8 IV передачи, снять стопорное кольцо 10 и спрессовать подшипник с ведущей шестерни IV передачи. Снять стопорное кольцо 4 с подшипника; отвернуть стопорный болт 5 (см. рис. 87) оси блока шестерен заднего хода и мягкой выколоткой выбить ось из картера коробки передач; зачистить напильником гнездо упора стопорного болта во избежание задира втулки блока, снять блок шестерен заднего хода с оси и вынуть ось из картера коробки; слегка постукивая мягкой выколоткой в сторону дифференциала, вынуть ведущую шестерню главной передачи 14 (см. рис. 86), ведомые шестерни III (25), IV (18) передач, втулки 17, ступицу 22, муфту 20 и ведомую шестерню 21 I передачи из картера коробки передач. Спрессовать роликовый подшипник с ведомого вала 14; втулки шестерен и кольца синхронизаторов поме- тить по шестерням, перестановка их не рекомендуется; снять стопорную проволоку 40, отвернуть болты 41, снять крышку 28 подшипника и мягкой выколоткой выбить двухрядный упорный подшипник 27 из картера коробки. Снять редуктор I (см. рис.87) привода спидометра и вынуть ползун 13 из задней крышки. Проверка состояния деталей коробки передач и дифференциала. После разборки коробки передач и дифференциала детали следует промыть и проверить их состояние с учетом монтажных и допустимых зазоров в эксплуатации (см., прил. 2). износ шлицов муфт включения Ш и IV передач, а также торцевой износ 1 передачи и блока шестерен заднего хода размер не поддаются, поэтому пригодность этих деталей определяется внешним осмотром. картер коробки передач. Здесь следует проверить отверстия под подшипники и под штоки переключения передач. Уплотняющие поверхности картера не должны иметь забоин, рисок. Картер проверяется на отсутствие трещин. При обнаружении трещин их необходимо заварить вольфрамовым электродом в среде аргона или заменить картер. Задняя крышка коробки передач. Уплотняющая поверхность крышки не должна иметь забоин, рисок или трещин. При обнаружении трещин их нужно заварить или заменить крышку. Зазор между отверстием и ползуном не должен превышать 0,30 мм. При большом зазоре можно отремонтировать крышку запрессовкой новой втулки с последующей разверткой до номинального размера (рис. 92). Перед запрессовкой втулки крышку надо нагреть до температуры 90. . .100 °С. Подшипники. Вращение подшипников должно быть плавным, бесшумным. На беговых дорожках внутренних и наружных обойм на шариках или роликах не должно быть выкрашиваний металла (питтинга). При обнаружении выкрашиваний на беговых дорожках внутренних или наружных обойм, на шариках или роликах подшипники следует заменить. Максимально допустимый радиальный люфт подшипников 0,05 мм, а осевой — только у двухрядного упорного подшипника 166805А-0,05мм. Кольца синхронизаторов. Для удовлетворительной работы синхронизатора блокирующие кольца должны плотно садиться на конические поверхности шестерен. Для проверки посадки кольца надо на конусе шестерни нанести мягким карандашом несколько рисок по образующим конуса, расположив их равномерно по окружности. Затем нужно надеть на коническую поверхность блокирующее кольцо и, прижимая его рукой, повернуть несколько раз. Если после этого риски окажутся стертыми не менее чем на 0,6 длины, посадку кольца можно считать достаточно хорошей. Зазор между торцами каждого блокирующего кольца, надетого на коническую поверхность, и соответствующим венцом синхронизатора шестерни для новых колец должен быть равен 1,15. . .1,73 мм, а для колец, бывших в употреблении, — не менее 0,5 мм. Если зазор меньше — коническая поверхность блокирующего кольца слишком изношена. При износе кольца притупляется резьба, и кольцо плохо удаляет масло с конической поверхности шестерни. В результате трение между кольцом и конической поверхностью шестерни будет недостаточным для того, чтобы эффективно уравнивать угловые скорости валов. У нового блокирующего кольца ширина резьбы на вершине равна 0,08. . .0,15 мм. Увеличение ширины более 0,3 мм не допускается. Втулки ведомых шестерен II, III и IV передач. Рабочие поверхности втулок не должны иметь кольцевых рисок, забоин и следов прихвата. При наличии одного из указанных дефектов втулки надо заменить. Детали дифференциала не должны иметь задиров, прихватов и забоин. Имеющиеся забоины и небольшие прихваты нужно зачистить. При значительном повреждении детали ремонту не подлежат и требуют замены. Зубья шестерен коробки передач и главной передачи не должны иметь выкрашиваний и наволакиваний металла на поверхности. Шестерни нужно заменить, если указанные дефекты занимают 10 % поверхности зуба хотя бы на двух зубьях шестерен. Контакты шлицев муфт переключения II, III и IV передач с соответствующими шлицами венцов синхронизатора шестерен не должны выходить за кромку зубьев. При наличии указанного дефекта следует заменить одну из сопрягаемых или обе детали. При наличии забоин и сколов на торцах шлицев муфт переключения II, III и IV передач муфту нужно заменить. Торцы зубьев ведущей и ведомой шестерни I передачи, а также торцы блока шестерен заднего хода не должны иметь сколов и забоин. При незначительных забоинах и сколах торцы следует зачистить. При сколах металла на торцах зубьев более 1,5 мм шестерни нужно заменить. Замки нижнего и верхнего штоков и толкатель замков блокировочного устройства для предотвращения включения одновременно двух передач не должны иметь износа более 0,1 мм. При большем износе замки и толкатель необходимо заменить. Манжету вала сцепления, чехол ползуна и вилки, уплотнительные кольца под корпуса подшипников дифференциала при потере эластичности или разрушении следует заменить. Сборка коробки передач и дифференциала производится в последовательности, обратной разборке. При этом все рабочие поверхности необходимо смазать маслом для двигателя, а уплотняющие поверхности и прокладки — уплотняющей пастой УН-25. При сборке главной передачи ведущую шестерню необходимо установить относительно ведомой с учетом поправки на монтажное расстояние, в этом случае будет достигнуто правильное расположение пятна контакта зубьев и его желательная форма (рис. 93). Для правильной установки ведущей шестерни главной передачи по контрольному размеру необходимо выполнить следующие операции: запрессовать двухрядный шариковый упорный подшипник 27 (см. рис. 86) в картер коробки, установить крышку 28 подшипника, закрепить ее болтами 41 и застопорить болты стопорной проволокой 40; напрессовать на хвостовик ведущей шестерни главной передачи, который является вторичным валом коробки передач, роликовый подшипник3 (рис.94) установить регулировочную 4 и упорную 5 шайбы. Регулировочную шайбу 4 установить между внутренней обоймой подшипника и упорной шайбой; установить в картер коробки набор из деталей, указанных на рис. 94, запрессовать ведомый вал с подшипником в гнезда картера и затянуть гайку 15 ведущего вала главной передачи; проверить контрольный размер Б. Для измерения фактического размера А при сборке ведущей шестерни главной передачи следует применять контрольное приспособление (рис. 95). Для этого установить контрольное приспособление 2 на эталон 1 настройки по размеру 58,2, задать натяг показания индикатора 0,5. . . 1,0 мм, совместить стрелку индикатора с нулем; установить оправку 16 со втулкой 18 (см. рис. 94) в отверстия под корпуса подшипников дифференциала картера коробки и контрольным приспособлением 17 определить действительный размер А от торца ведущей шестерни до оси расточки под корпуса подшипников дифференциала. В соответствии с полученным фактическим размером А нужно подобрать толщину регулировочной шайбы 4. Пример. Если на торце ведущей шестерни нанесено число "—0,1", это означает, что высота головки шестерни условно больше ее номинального размера на 0,1 мм( и контрольный размер А должен быть меньше на ОД мм (58,2 мм — 0,1 мм = = 58,1 мм). Если поправка "+0,1", то размер должен быть больше 58,2 мм + 0,1 мм = 58,3 мм; в случае отсутствия контрольного приспособления монтажное расстояние А допускается установить и проверить по размеру В = 8,2 мм. Для этого следует установить картер коробки передач, собранный с деталями согласно рис. 95 вертикально, в гнезда под корпуса подшипников дифференциала уложить оправку диаметром 40. . .60 мм и длиной 190. . .200 мм; при помощи набора измерительных плиток или щупа проверить, а при необходимости установить размер В, выполнив необходимые операции, как указано выше; проверив контрольный размер А, отвернуть гайку и, слегка постукивая мягкой выколоткой, вынуть ведущую шестерню главной передачи 2, обязательно пометив втулки 6; перестановка их не допускается; проверить осевой разбег шестерен II, III и IV передач на втулках, который должен быть 0,26 . . . 0,39 мм; укомплектовать набор, состоящий из ведомой 18 шестерни (см. рис. 86) IV передачи с кольцом 19 синхронизатора, ступицы 22 муфты синхронизатора III и IV передач в сборе с муфтой 20 включения, пружинами 23, сухариками 24 и ведомой шестерней 21 I передачи, ведомой шестерни 25 III передачи с кольцом синхронизатора, втулкой и упорной шайбой. При установке колец синхронизаторов проследить, чтобы сухарики муфты синхронизаторов зашли в прорези кольца синхронизатора; надеть на хвостовик ведущей шестерни 14 втулку 17 IV передачи, ввести ведущую шестерню и набор шестерен в картер коробки, слегка покачивая ведущую шестерню главной передачи и, подправляя набор, совместить паз на валу со шпонкой в ступице и направить вал во внутреннюю обойму двухрядного упорного шарикового подшипника 27. Запрессовать ведущую шестерню главной передачи с подшипником в гнездо картера; ввести блок шестерен 3 заднего хода (см. рис. 87) в картер коробки, запрессовать ось 4 и закрепить ее стопорным болтом 5. Вставить вилки первой 44 (см. рис. 86), третьей и четвертой 46 передач в пазы муфты и шестерни I передачи; установить ведущий вал 6 в картер коробки, ведущую 3 и ведомую 29 шестерни II передачи на ведущий и ведомый валы. Установить вилку включения II передачи в паз муфты 31 и совместно с муфтой и ступицей 32 поставить шток 38 переключения I и II передач в картер и одновременно надеть вилку 44 I передачи на шток, закрепить болтом и законтрить отгибной шайбой. Ступицу на ведомый вал нужно устанавливать углубленной торцевой проточкой к ведомой шестерне II передачи, установка ступицы обратной стороной приведет к поломке кольца синхронизатора; установить на вторичный вал упорную шайбу сухарей, шестерню привода 34 редуктора спидометра, закрепить гайкой и установить шплинт; установить на ведущий вал 6 замковую шайбу 2, затянуть гайку и отогнуть шайбу на грань гайки; поставить замок 20 (см. рис. 87) нижнего штока в картер коробки, в отверстие штока 18 вилки переключения III и IV передачи установить толкатель 21 замков и установить шток в картер, совместив отверстие вилки переключения III и IV передачи со штоком, завернуть болт крепления и законтрить отгибной шайбой; установить шарик 22 замка, шток 10 вилки переключения заднего хода в картер и собрать шток с вилкой, затянуть болт и законтрить отгибной шайбой; установить фиксаторы 8, пружины 7, смазать прокладку уплотняющей пастой, установить крышку 6 фиксаторов и закрепить ее гайками; проверить легкость вращения шестерен, прокрутив ведущий вал вручную. Для сборки дифференциала необходимо: установить опорную шайбу 12 (см. рис. 89) шестерни полуоси в корпус дифференциала, установить шестерню 4 полуоси, сателлиты 10 и запрессовать палец 9 сателлитов, после запрессовки замерить индикатором осевое перемещение шестерен полуоси, которое должно быть от нуля до 0,35 мм. Указанное перемещение регулируют подбором опорных шайб необходимой толщины; надеть на корпус дифференциала ведомую шестерню 20 главной передачи, установить в крышку 11 дифференциала опорную шайбу 12 и вторую шестерню полуоси. Крышку дифференциала закрепить через одно отверстие четырьмя болтами 19 с пружинными шайбами и также замерить осевое перемещение второй полуосевой шестерни; проверить момент провертывания полуосевых шестерен, который должен быть не более 2 кгс-м. При необходимости разобрать дифференциал и заменить опорные шайбы 12 для достижения указанного разбега и усилия провертывания. Поставить недостающие четыре болта с пружинными шайбами и затянуть окончательно все болты 19; установить скобу 12 оси сателлитов, отогнуть ее усы и напрессовать внутренние обоймы конических подшипников 6 на корпус и крышку дифференциала; установить дифференциал в сборе с ведомой шестерней главной пары в картер коробки передач; установить наружные обоймы конических подшипников в корпуса подшипников 2 дифференциала и завернуть регулировочные гайки 3. Надеть резиновые уплотнительные кольца 19, установить корпуса подшипников в гнезда картера и закрепить их гайками; отрегулировать зазор в шестернях главной пары, который должен быть 0,08. . .0,22 мм. Регулировку производить следующим образом: завернуть специальным ключом (рис. 96) регулировочную гайку, расположенную со стороны ведомой шестерни; до обеспечения зазора 0,08. . .0,1 мм зазор необходимо проверять индикатором, уперев ножку в зуб шестерен. При этом противоположную регулировочную гайку отвернуть на 1. . .1,5 оборота; завернуть противоположную регулировочную гайку до получения зазора на том же зубе 0,12. . .0,17 мм. Вращение дифференциала при этом должно быть свободным, изменение зазора при переходе от одного зуба к другому — плавным, разница в боковом зазоре для двух зубьев, расположенных рядом, не должна быть более 0,05 мм; после регулировки бокового зазора поставить стопоры регулировочных гаек 5 (см. рис. 89); допускается незначительное (1...3 мм) доворачивание гайки до совпадения уса стопора и прорези; установить картер сцепления (см. раздел "Сборка сцепления"); поставить штоки переключения в нейтральное положение, смазать место разъёма картера и задней крышки уплотняющей пастой УН-25, установить прокладку, ввести шток ползуна в отверстие задней крышки и установить заднюю крышку, закрепив её гайками; проверить лёгкость и чёткость включения передач. смазать прокладку верхней крышки уплотняющей пастой УН-25 с двух сторон и поставить верхнюю крышку.



Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.
Hosted by uCoz