Домой Оглавление



Разборка и сборка двигателя


Для разборки и сборки двигателя необходимо иметь поворотное приспособление для двигателя, ручную таль или электротельфер грузоподъемностью 100.. .150 кг; динамометрический ключ с набором головок 13,17,24, 32. 36 мм, комбинированные плоскогубцы, отвертку, торцовые ключи 10,12,13,17 мм. Перед разборкой необходимо тщательно очистить двигатель от грязи и масла и насухо протереть.
Разборка выполняется в следующей последовательности:
отвернуть гайки крепления поперечины передней опоры двигателя и гайки крепления картера сцепления к картеру двигателя, снять поперечину и отсоединить коробку передач от двигателя (на силовом агрегате МеМЗ-966В перед отсоединением коробки передач нужно отвернуть четыре болта и снять крышку и прокладку картера сцепления);
ослабить затяжку гаек стяжных хомутов правой и левой промежуточных выпускных труб и снять их. Отвернуть болты крепления брызговика к глушителю и к коллекторной трубе, а также гайки болтов фланцевых соединений крепления глушителя и коллекторной трубы к выпускным трубам, снять глушитель и коллекторную трубу; отвернуть болты крепления брызговика к картеру двигателя и к воздухоотводящим кожухам и снять брызговик двигателя; снять стартер, отвернув две гайки его крепления к картеру;
установить двигатель на поворотное приспособление (рис. 33); снять воздушный фильтр, предварительно отпустив хомут крепления воздухоподводящего патрубка к карбюратору, топливоподводящую трубку от топливного насоса к карбюратору и трубку вакуумного регулятора от распределителя зажигания к карбюратору; отсоединить провода от катушки зажигания, отвернуть болты и снять ее; отвернуть болты крепления воздухоотводяших кожухов и гайки крепления выпускных груб и снять их;
отвернуть гайки крепления кронштейнов проводов высокого напряжения и снять провода;
отвернуть гайки крепления карбюратора, снять карбюратор и проставку; снять верхний кожух, впускной трубопровод, вентилятор с генератором в сборе, масляный радиатор и уплотнительные резиновые кольца;
снять головки цилиндров в порядке, указанном в разд. "Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля", и вынуть толкатели из расточек картера с помощью проволоки диаметром 2 мм, загнутой на конце (загнутый конец проволоки при этом вставляют в верхнее отверстие толкателя); толкатели следует пометить рисками на нерабочем торце с тем, чтобы при сборке поставить их на прежние места. При монтаже нужно обратить внимание на наличие цилиндрической проточки по наружному диаметру для подвода масла у толкателей выпускных клапанов первого и третьего цилиндров;
закрепить каждый цилиндр от произвольного подъема поршнем при проворачивании коленчатого вала,
установив трубки 3 диаметром 14x1 мм длиной 80 мм на одну из шпилек 1 крепления головок цилиндров и закрепить их гайками 2 (рис. 34); снять крышку распределительных шестерен (см. разд. "Снятие и установка крышки распределительных шестерен");
перевернуть двигатель на 180° и осторожно, стараясь не повредить прокладку, снять масляный поддон картера;
вывернуть датчик температуры масла из масляного картера (рекомендуется пользоваться торцовым ключом) ; снять цилиндры и поршни с шатунами (см. разд. "Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами с двигателя, снятого с автомобиля);
зафиксировать маховик от проворачивания (рис. 35), отвернуть болты крепления кожуха сцепления и снять сцепление в сборе (перед снятием проверить четкость меток на кожухе сцепления и маховике);
отвернуть болт маховика, снять шайбу маховика, ввести оправку между картером двигателя и маховиком и, отжимая маховик оправкой, снять его с коленчатого вала;
снять распределительный и балансирный валы (см. разд. "Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма") и упорную шайбу коленчатого вала; отвернуть четыре гайки крепления передней опоры и болт 11 (см. рис. 6) крепления средней опоры и вынуть его;
установить картер в сборе с коленчатым валом на стол пресса и, уперев шток пресса через проставку из мягкого металла в торец коленчатого вала (но не на штифты) со стороны маховика, выпрессовать коленчатый вал с опорами из картера, после чего снять переднюю опору с коленчатого вала; отвернуть болты 6У соединяющие половинки средней опоры, и снять среднюю опору с вкладышами с коленчатого вала; ввести отвертку под манжету коленчатого вала и, поджимая, выпрессовать ее, снять маслоотражательные шайбы (если манжета пригодна к дальнейшей эксплуатации и не подлежит замене, ее снимать не следует);
выпрессовать задний подшипник коленчатого вала; для этого отогнуть ус стопорной шайбы, вывернуть болт и снять стопор 10 (см. рис. 5); вывернуть датчик давления масла и трубку маслоизмерителя.
После полной разборки двигателя необходимо тщательно промыть все детали, осмотреть их и замерить детали основных сопряжений.
Выполнив необходимый ремонт и подготовив необходимые запасные части, можно приступать к сборке двигателя, начиная с установки коленчатого вала. Установка коленчатого вала и сборка двигателя выполняют- ся в последовательности, обратной разборке.
Сборка двигателя имеет ряд особенностей, с учетом которых рекомендуется следующий порядок работы:
тщательно протереть в картере расточки под опоры коленчатого вала. Установить половинки средней опоры на коленчатый вал так, чтобы, если смотреть на коленчатый вал со стороны носка с лыской, отверстие для подвода смазки к средней коренной шейке было с левой стороны (см. рис. 6); при этом отверстие под стяжной болт 11 крепления средней опоры должно быть снизу;
наметить рисками на внутренней перегородке картера и на торце средней опоры оси отверстий подвода смазки к средней опоре (рис. 36). В случае, если манжета коленчатого вала не была снята с картера, направить маслоотражательную шайбу малого диаметра так, чтобы при постановке коленвала она стала на посадочную шейку под маховик. Проверить правильность установки пружины в манжете коленчатого вала;
установить картер на стол пресса торцем со стороны маховика. Ввести в картер коленчатый вал в сборе со средней опорой и совместить риски на картере и средней опоре. Установить технологическую оправу 1 на торец коленчатого вала (со стороны лыски на шейке) и запрессовать опору в гнезде картера (см. рис. 36) .Установить на шпильки картера переднюю опору коленчатого вала, запрессовать на место и закрепить ее гайками;
вставить болт (см. рис. 6) крепления средней опоры и затянуть гайку. Проверить легкость проворачивания коленчатого вала в коренных подшипниках. Коленчатый вал должен проворачиваться от легкого усилия руки;
установить распределительный и балансирный валы (см. разд. "Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма");
установить маслоотражательные шайбы 30, 31 (см. рис. 3) и запрессовать манжету коленчатого вала (если она была предварительно снята), пользуясь приспособлением, показанным на рис. 37, смазать рабочую кромку манжеты смазкой Литол-24;
установить бумажную прокладку толщиной 0,1 мм и маховик на штифты коленчатого вала. Зафиксировать маховик от проворачивания (см. рис. 35), поставить стопорную шайбу болта маховика, завернуть болт маховика и затянуть его. Перед постановкой болта маховика на двигатель необходимо заполнить полость подшипника со стороны резьбовой части болта тугоплавкой смазкой № 158 ТУ 38101320—72 в количестве не более 2. . .3 г. При установке маховика необходимо учитывать, что штифты на коленчатом валу расположены не симметрично;
установить на передний конец коленчатого вала опорную шайбу (см. рис. 9), сегментные шпонки 12 и поставить шестерню распределительного вала 9, шестерню привода балансирного механизма 10, ведущую шестерню привода масляного насоса 11, маслоотражатель 13, корпус центрифуги 14. Ввернуть болт центрифуги 16 и затянуть его;
проверить осевое перемещение коленчатого вала, для чего вставить щуп между опорным буртом подшипника передней опоры с буртом щеки коленчатого вала, при отжатом коленчатом вале (рис. 38). Осевое перемещение коленчатого вала должно быть в пределах 0Д5. - .0,25 мм — этим контролируется правильная посадка опор. При нормальной установке коленчатого вала малое осевое перемещение может быть в результате заниженной длины коренного подшипника передней опоры, увеличенное перемещение бывает обычно вслед ствие износа опорного бурта коренного подшипника передней опоры или опорного торца передней опоры;
проверить торцевое биение маховика на двигателе, для чего:
установить перемычку 2 (рис. 39) с индикатором на установочную плиту 5 с контрольной стойкой 3; задать натяг 0,5. . . 1,0 мм и установить стрелку индикатора на нуль. Установить приспособление для проверки торцевого биения маховика на шпильки картера, закрепить его и проверить биение торца маховика, которое должно быть не более 0,30 мм на максимальном диаметре;
убедившись в правильности установки коленчатого вала, следует отвернуть болт и снять корпус центрифу ги;
установить крышку распределительных шестерен (см. разд. "Снятие и установка крышки распределительных шестерен"). При установке крышки распределительных шестерен проверить укладку резинового уплотнительного кольца на трубку маслоприемного фильтра (на двигателе МеМЗ-ЭббВ при установке вентилятора нужно отрегулировать смещение его шкива относительно шкива крышки центрифуги, смещение допускается не более 1,5 мм);
установить масляный радиатор, обращая особое внимание на правильность установки резиновых уплотнительных колец 7 на трубки масляного радиатора (см. рис. 21), во избежание перекоса и перекрытия отверстий в картере коленчатого вала, а также на равномерность затяжки гаек в обеспечение надежного уплотнения;
установить сцепление (см. разд. "Разборка и сборка сцепления").
После окончательной сборки двигателя необходимо проверить его комплектность и еще раз легкость вращения коленчатого вала.



Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.
Hosted by uCoz